Макс "Йорик" Юрак: "Я ищу свой фирменный звук и применяю различные обработки и эффекты". Макс Йорик более всего известен как скрипач питерской группы "Пилот". Присоединившись к команде в 1999 году, он привнёс в звучание группы мелодичную скрипку. Раньше он играл на акустической скрипке и перкуссии, а сейчас добавил в свой звуковой арсенал электрическую скрипку и клавишные инструменты. Товарищи по группе шутя, называют его "человек-оркестр". О скрипках У меня есть две скрипки: акустическая и электрическая. Моя акустическая скрипка - "Марсиянка" 1963 года, работы свердловского мастера А.М.Шипулина. Позже ее доработал питерский мастер И.Ф.Трущенко. Она у меня еще со времен музыкальной школы. Не скажу, что это инструмент высокой ценовой категории, но по звуку вполне приличный, подходящий даже для записи. Электроскрипка - американская Zeta strados modern 5 string. Она пятиструнная: совмещает в себе и альт, и скрипку. То есть нижние 4 струны у нее настраиваются как альт, а верхние, соответственно, - как скрипка. Это даёт глубокий низкий звук позволяющий играть подкладочные партии и рифы, и позволяет играть на высоких струнах проникновенные соло. Получается, что я альтист и скрипач одновременно... У Zetы чуть шире мензура, и мне пришлось немного переучиваться для игры на ней. Вы можете услышать, как она звучит на последнем альбоме "Пилота" "Рыба, Крот и Свинья". Я ищу свой фирменный звук и применяю различные обработки и эффекты. Многим кажется, что это звучит электрогитара. "Примочки" Я играю через процессор, так как электроскрипка не может качественно звучать без обработки. То есть, у электроинструмента нет деки, звук идёт только от струн и нуждается в искажении. "Чистый" звук - прерогатива акустических инструментов. Они подходят для записи, для выступления на квартирниках, для исполнения классической музыки - то есть там, где не надо усиливать звучание. На больших же площадках, где уровень звукового давления высок, их использовать сложно. Когда я играл на акустике, то использовал пьезодатчик Fishman V200 (магазин "Yamaha"). Это один из самых дешевых способов превратить обычную скрипку в электроинструмент. У меня был процессор Zoom 3030, на котором я довольно долго играл (альбом "Наше Небо" Пилота), доставшийся мне "в наследство" от пилотовского гитариста Ромы (сейчас он пользуется гитарным преампом TriAxis). Но в концертной работе при игре с процессором на акустической скрипке возникали проблемы. Минимум эффектов (реверберация, фленжер, хорус) еще можно было как-то отстроить, но играть, сильно искажая звук, было невозможно. Скрипка "велась". Хотелось большего. Из-за этого я и перешёл на Zetу (однажды попробовав поиграть на такой же скрипке у Светы Сургановой). Играя на Zete, я поменял старый процессор на Rocktron Voodo Valve (покупал в магазине "MixArt"). В нём есть ламповый предусилитель, процессор эффектов и встроенный симулятор комбика. Кстати, сейчас я стараюсь избежать ненужного искажения звука и включаюсь не в комбик, а сразу в линию. Но отдельный комбик или монитор всё равно ставлю на концерте. На всякий случай. Еще в живой работе я использую напольный контроллер для процессора Behringer FSB1010 (магазин "ISPA"), тюнер KORG PT-10 (магазин "Музторг") и двухоктавную миди-клавиатуру Evolution (магазин "Мир Музыки"). Двух октав мне вполне хватает, так как я очень "хитро" их использую (смеётся). У меня на каждую клавишу назначен свой звук или сразу пачка звуков. Струны Мои любимые струны Pirastro Obligato. По-моему, это очень достойные струны, раскрывающие инструмент. Их я ставлю и на акустику, и на электроскрипку. Канифоль использую Kurshner. Всё - из "Музыкального магазина на Инженерной". - Какие смычки ты используешь? Для акустической скрипки я использую хороший немецкий смычок. И еще у меня есть недорогой кореец "на черный день" (30$) - когда на первом рвётся волос, я беру его. На электроскрипке я играю смычком для альта (магазин "Музыкант"). Я взял альтовый, чтобы быть ближе к "низу", чем к "верху". А волос я езжу менять к Антону - довольно известному мастеру музыкальных инструментов в Питере. Сольник. Синтез Сейчас я занимаюсь экспериментом с синтезом и обработкой звука. Результатом этого является мой первый сольный альбом "Питерра.нет", в котором я выступаю не только как скрипач, но и как композитор, аранжировщик, музыкант и звукорежиссер. Это музыка без текста, но это не инструментальная музыка. Я попытался создать так называемую новую классическую музыку на современных инструментах. Хотя я не уверен в слове "классика". Оно пугает своим академизмом. Моя музыка для каждого. Более подробную информацию о проекте можно узнать на сайте http://www.piterra.net В записи я использовал синтезаторы, построенные на принципе виртуального синтеза. Железные и программные. Сегодня идет много жарких споров о том, что лучше - железо или цифра. Я не спорю - я делаю. Железо звучит хорошо, но и от цифры можно добиться многого. Все тембры для альбома были синтезированы специально. То есть, такие звуки вы не услышите больше нигде. Я сначала создавал какой-то саунд, а потом писал для него мелодию - чтобы она жила именно с этим звуком, вливалась в него. Для главных мелодических партий я использовал синтезатор шведской фирмы Clavia - Nord Lead 3. В Питере продажей таких инструментов занимается фирма "Аваллон". Было бы здорово, если бы они подарили мне синтезатор серии Nord Electro (улыбается), я бы хотел иметь такой инструмент.
|