Макс "Йорик" Юрак, скрипач, клавишник и перкуссионист группы ПИЛОТ, выпустил сольный альбом. Событие само по себе примечательное - пожалуй, впервые "действующий" музыкант известной (и успешной) отечественной рок-группы предпринял попытку сольного творчества. Макс - остроумный, внимательный собеседник, готовый бесконечно иронизировать над своим "звездным" статусом и с улыбкой рассуждать о самых серьезных вещах. Он хорошо и разносторонне образован: музыкальная школа с французским уклоном, школа искусств по классу скрипки, физ-мат класс общеобразовательной гимназии, институт (специальность - звукорежиссура). "Piterra.Net" Дебютный альбом Макса - попытка сделать нечто особенное, не тривиальное, уводящее слушателей от привычных стандартов и схем. Пост-модернистские опыты, круто замешанные на современных технологиях. FUZZ: Макс, название альбома что означает? Макс: "Piterra.Net"? Мне проще написать музыку, чем придумать к ней название. В процессе работы возникало несколько объяснений этого буквосочетания и не факт, что хотя бы одно из них раскрывает его суть. Любой слушатель, если захочет, может сам себе объяснить почему "Piterra.Net". Вот мои варианты. Первый - так надо! Просто пришло в голову такое название. Второй - Питера нет! Такой своего рода лозунг. Констатация духовного, творческого, социального кризиса. Для меня очень много значит этот город, я здесь родился. Этот город долгое время был столицей государства, главный город страны - музыкальный, культурный. Сейчас что-то изменилось. Название альбома символизирует это, но сам факт его выхода намекает на обратное - Питер есть! Третий вариант... там сложная запутка. Идею мне подсказала моя знакомая из Москвы - девушка по имени Марина. Каждая композиция носит название одного из химических элементов. Они выбраны отнюдь не случайно и выстроены в определенной последовательности. Это шарада, головоломка... "Pi terra", Земля Пи - намек на закономерность всего происходящего, всеобщую гармонию, гармонию иррационального. Звуки Синтез звука интересовал Макса давно. Именно этот интерес в свое время и заставил музыканта прикрепить скотчем к деревянной скрипке пьезо-датчик и включить конструкцию в "проигрователь-вертушку". Потом, когда появилась возможность, он стал покупать себе инструменты, экспериментировать. То есть, зная теорию, постарался применить ее на практике. FUZZ: Как появилась идея записать альбом? Макс: Просто пришло время. Я все время что-то писал. Аранжировки ПИЛОТУ делал, группам всяким помогал. И вдруг понял - не могу не сделать этого. Cозрел. FUZZ: Подробнее о создании альбома. Макс: Меня не устраивают просто фабричные звуки (тембры синтезаторов). Я пытаюсь придумывать их сам. Это еще не мелодии. Просто звуки, как-то иллюстрирующие то, что я чувствую, переживаю. В какой-то момент стали рождаться мелодии. Я попробовал записать несколько и аранжировал их. Получилось настолько удачно, что я сам удивился: композиции звучали органично, целостно, несмотря на внутреннюю динамику и разнообразие ничего не выбивалось из общей звуковой палитры. И я решил удивлять себя дальше. И не только себя, видимо. Стилистика FUZZ: Стилистика альбома, отсутствие скрипки... Макс: На сегодняшний день это не форматный альбом. Такая как бы смесь рока, электроники, классики и джаза. Скрипка там есть, но в самых малых количествах, ее присутствие практически незаметно. Мне показалось, что это будет не слишком-то оригинально - скрипачу выпускать альбом скрипичной музыки. Композиции не облечены в песенную форму, слова отсутствуют. Это все нарочитые шаги. Захотелось пойти наперекор современному положению вещей. Уйти от обыденности. Сделать что-то самодостаточное, оригинальное. Услышать музыку в себе и себя в музыке. Дать другим людям возможность сделать тоже самое. Пропустить музыку через себя и открыть в себе что-то новое. Инструменты Йорик говорит, что, несмотря на наличие музыкального образования, ему было не легко осваивать электроскрипку: совершенно другой подход к звукоизвлечению. Осваивая электроскрипку-альт - "два в одном" пришлось буквально всему учиться заново. В России нет школы игры на электроинструментах, синтеза звука - Макс самостоятельно изучал примочки, процессоры, звукосниматели, цепи эффектов. И изучает до сих пор. По редким учебникам, при помощи Интернета. FUZZ: Какие инструменты ты использовал при записи? Макс: Не думаю, что стоит называть какие-то конкретные фирмы. Дело не совсем в этом. Я покупаю лучшие, как мне кажется, инструменты и осваиваю их, в надежде как-то соотнести технологические особенности и мои концептуальные замыслы. Запись FUZZ: Работа над альбомом происходила в домашних условиях? Макс: Да, до определенного момента. Дома очень не плохо работать - ничто не отвлекает, можно совершенно спокойно экспериментировать. Ничто над тобой не тикает, как это обычно бывает на студии: ой, давайте не будем еще один дубль делать - у нас деньги заканчиваются. Здесь такого, разумеется, нет. FUZZ: Тебе кто-то помогал при записи альбома? Макс: Нет, это было что-то вроде вызова самому себе. Я старался сделать все сам. Бонус Макс Юрак давно и хорошо известен в питерских музыкальных кругах. Еще учась в институте он принимал участие в разнообразных рок-проектах. Первая группа - ЮЙ-ЧИ: немного странная полуакустическая музыка с привкусом фолка. Примерно тогда же Макс познакомился с Машей "Белкой" Нефедовой из КОРОЛЯ И ШУТА. По словам музыканта, девушка просто сразила его своим позитивным подходом к жизни: чем-то очень светлым, хорошим... Был клуб "Зоопарк" - НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ, ТАНКИ. Макс же играл в банде под названием БАНИФАЦИЙ. После - в MOSQUITO. Психобилли со скрипкой - это было забавно. FUZZ: Как появился бонус - песня группы СТУПЕНИ? Макс: С группой СТУПЕНИ у нас такое легкое сотрудничество на протяжении уже продолжительного времени. Я играл с ними несколько концертов, участвовал в записи альбомов. Мне понравилась песня Насти "Из ниоткуда в никуда" - она как-то очень ложилась в канву. Хотелось сделать альбом без слов, но в конце внести какой-то еще дополнительный смысловой контекст. И я сделал этот римейк. Оставил аккорды, гармонию и мелодию, а все остальное переделал. Планы О грядущем Макс говорит осторожно, с бесконечными оговорками и паузами. Не то что бы суеверный человек - но сглазить боится. FUZZ: Продолжение последует? Макс: Да, уже идет работа над вторым альбомом. Он будет отличаться от первого. Скрипка там будет... Но, по-прежнему, без слов, поскольку, как мне кажется, я пишу не только для русскоязычной аудитории, а для всех людей, независимо от того на каком языке они говорят. Именно поэтому мы вместе с веб-мастером Лёшей Голубевым хотим добавить к русскоязычной версии сайта piterra.net - международную версию. Могу сказать, что второй альбом я делаю уже с заточкой на живое, концертное исполнение. По отзывам я понял, что люди хотят это слушать, в том числе и на концертах. Думаю, что с выходом второго сольного альбома и начнутся сольные выступления. В концертную программу также войдут некоторые композиции с "Piterra.Net". ПИЛОТ В ПИЛОТ Макс пришел в 1999 году, перед теперь уже легендарным выступлением группы на фестивале "Максидром". Йорик убежден, что все вышло совершенно случайно. На одном из концертов в "Полигоне" к нему подошел Стас Марков, звукорежиссер клуба и бас-гитарист группы ПИЛОТ, и предложил поучаствовать в проекте. Макс признается, что музыка группы ему понравилась далеко не сразу, а за дело его побудила взяться "Трамвайная": если бы я тогда эту песню не услышал, наверное, все сложилось бы иначе... FUZZ: Как участники группы ПИЛОТ относятся к твоей сольной творческой деятельности? Макс: Нормально. С пониманием. Негатива никакого нет. А Илья даже помогает, в интервью упоминает. Все говорит, что надо этот альбом куда-то в кино отдать. То есть, считает, что эта музыка достойна кинематографа. В принципе, я с ним согласен. FUZZ: Ты себя комфортно чувствуешь в ПИЛОТЕ? Макс: Хм... В группе я все время пытаюсь уйти от этого "русского рока", от формулы - куплет, припев, проигрыш - которые нельзя нарушать, от гитарного чеса. Я люблю нарушать границы и, конечно, борюсь против какого-то формального подхода, но... Группа - это всегда коллективное творчество. Какие-то компромиссы, договоренности. Необходимость считаться с мнением других людей, принимать его. Но, на самом деле, меня это устраивает - мы делаем общее дело, бьемся за результат. Во всяком случае, с выходом сольного альбома, я из группы уходить не собираюсь. Звукорежиссура Макс Юрак окончил Институт кино и телевидения по специальности "звукорежиссура" и, кажется, очень серьезно относится к своей специальности. FUZZ: Профессия тебя в группе к чему-то обязывает? Макс: Ну, конечно. Знания дают мне возможность говорить со звукорежиссером работающим над альбомом группы на одном языке - договариваться о записи скрипки каким-то специальным образом, о других аранжировочных, технологических моментах, вопросах сведения и т.д. Это сродни саунд-продюссерству. Тут необходимо сказать, что моя специальность - звукорежиссер кино и телевидения. И, возможно, я займусь этим, но позже. Сейчас просто нет времени для того, что бы этим серьезно заниматься. А не серьезно - не хочется. Ну, жизнь покажет... FUZZ: А нет желания спродюсировать альбом какой-нибудь рок-группы? Макс: Такое желание есть. Даже есть идея проекта, но просто... еще не сложилось. Пока что не буду об этом говорить. О русском роке На вопрос о том, что он слушает, Макс отвечает скороговоркой. От классики до авангарда. Из популярной музыки - от Бритни Спирс и Мадонны до PANTERA и NIN. Любит арт-рок, фри-джаз. Из отечественного - КИНО, ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. Последнее увлечение - ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (с улыбкой говорит, что восполняет пробелы в образовании). Уточняет при этом, что покупает практически все, что вызывает интерес. При этом, зачастую, в современной музыке его часто захватывает не содержание, а форма. То, что принято называть "техническими особенностями". FUZZ: Известны твои радикальные высказывания по поводу русского рока... Макс: Не по поводу русского рока вообще. Там речь шла о так называемом "говнороке". Я действительно достаточно резко выразился по этому поводу. Сказал, что борюсь с "говнороком" в себе лично. Ну, что тут комментировать. "Говнороком" я считаю ту ситуацию, когда артист тянется к стаду - такое может быть в рок-музыке, в поп-музыке, в чем угодно. Артист опускается до уровня публики, а не тянет публику за собой, до своего уровня... И здесь хотелось бы сказать о моем понимании таких терминов как "рок" и "поп". Рок - это выход за рамки, а поп - это существование в этих рамках. Само по себе и то и другое не плохо и не хорошо. И та, и другая музыка может быть хороша. Но для себя я понимаю так: если ты делаешь ровно столько, сколько принято, сколько можешь - это поп, если больше, чем можешь - это рок.
|