Piterra.net Йорика - это сайд-проект Макса Юрака (ака Йорик), скрипача группы Пилот, однако чтобы определить это только по музыке и обложке диска, надо быть либо ясновидцем, либо внимательно следить за жизнью группы Пилот (например, быть Ильей Чертом). Йорик-Юрак записал альбом, который условно стоит определить как "электронный", и который не имеет ничего общего с музыкой его основной группы. Впрочем, более важно то, что Piterra.net не только способен поспорить с Пилотом, но имеет хорошие шансы убрать их по своему музыкальному потенциалу. Переоценивать диск, конечно, не стоит, тем более что автор делает это за нас. "Это музыка без текста, но это не инструментальная музыка. Я попытался создать так называемую новую классическую музыку на современных инструментах", - говорит Йорик, который вдобавок специально разрабатывал все синтезаторные тембры для альбома. Разобрать это нормальному слушателю вряд ли удастся, да и создать "новую классику" - слишком амбициозная задача, чтобы ее можно было решить в одном отдельно взятом проекте (тем более - сайд-проекте), но по дороге Йорик приходит к очень и очень достойным результатам. Инструментальный Питерра.нет больше всего походит на нью-эйджевый (но жесткий) саундтрек к чему-то масштаба Птиц или Властелина Колец, одновременно каким-то странным образом отсылающий и к последним работам Бьорк. Учитывая, что Бьорк все-таки королева продвинутой музыки, такое сравнение не может не быть лестным. Короткие пьесы Йорика, названные по таблице Менделеева, образуют единое звуковое полотно, все части которого разнообразны по настроению, но в итоге складываются в нечто большее, чем сумма частей. По большей части музыка напряженная и динамичная, но градус этой напряженности постоянно меняется, в очень точно выбранные моменты падая до спокойных и медитативных проходов а-ля Morcheeba или продукции Cafe del Mar с живым фортепиано в качестве ведущего инструмента ("Ir (Иридий)", "Er (Эрбий)"). Однако на самом деле Piterra.net отличается - и выгодно - от нью-эйджа и электронных саундтреков именно своей насыщенностью, достигающей местами просто эпических размахов, а когда подключается электрогитара (или ее крайне удачная синтезаторная имитация), вообще принимающая левиафановы масштабы каких-нибудь Isis с их атмосферным хэви ("Eu (Европий)", "Ars longa, vita brevis"). Квази-духовые в заглавной теме "Ru (Рутений) " тоже отлично вписываются в общую напряженную атмосферу трека, заставляющую думать об арт-хаусной версии Джеймса Бонда. Впрочем, львиную долю кайфа приносят не ведущие партии, а именно аранжировки - сплетений ритм-партий, синтезаторных текстур и индустриальных шумов не постыдились бы и монстры трип-хопа во главе с Massive Attack. Piterra.net, при всех своих достоинствах, пока не тянет на идеал, особенно заметны недостатки в собственно композиционной части работы: многие мелодии звучат хотя и очень хорошо, но и очень знакомо. Йорику следует чуть меньше вдохновляться чужими работами (хотя речь идет о вдохновении, а не передирании) и больше внимания уделять самобытности не только технических приемов. Не особенно также впечатляет попытка записаться таки с вокалом ("Из ниоткуда в никуда") - видимо, Йорик хотел попробовать, как оно все-таки будет выглядеть. Попробовал; не надо. Однако дебюта без оговорок не бывает, на начальной стадии всегда есть, над чем работать (да и на остальных тоже). Тем не менее, похоже, что если Макс Юрак решит уйти из Пилота и заняться сольной карьерой, жалеть об этом скорее придется не ему, а группе