Вопрос: Как правильно подобрать мундштук для медных духовых инструментов?
Алексей Бизонов.
На вопрос отвечает Вячеслав Тарасов, музыкант
Поговорим немного о мундштуках для медных инструментов.
Вообще, выбор
мундштука для духовика сродни поискам Святого Грааля. Вроде бы в
каком-то магазине и лежит,но еще никто его не купил. Этими поисками с
переменным успехом занимаются все духовики в разные периоды жизни.
Основой в выборе являютcя, естественно, собственные ощущения. Чем больше
пробуешь различных вариантов, тем яснее начинаешь понимать, что
тебе, с обственно,надо. Как показывает практика,с амое правильное
ощущение - это первое. Если чувствуешь, что все удобно и хорошо-значит
твое. (как с девушкой,в общем) Надо брать и стойко переживать процесс
ломки (а он происходит практически при любой смене мундштука). Сколь
хорош не был бы мундштук, при игре начинают работать другие
группы мышц нежели раньше, и должно пройти определенное время для их
привыкания к новым условиям труда.
Но существует, конечно, и несколько
общих принципов. Мы все растем и изменяемся. Также меняются и
показатели исполнительского аппарата.
Например, на начальных этапах (в
12-14 лет) предпочтительней брать более мелкий мундштук с тонкими
полями. Такие поля помогают развить нужные ощущения на начальном
этапе. Это и отдельно взятые ноты из диапазона и процесс игры на
инструменте как таковой.
По мере продвижения вперед музыкант начинает
варьировать параметры уже сам.
Еще один критерий--наличие площадки
для игры. Структура зубов у нас у всех разная, и далеко не каждый
обладает идеальным прикусом. Поэтому если вы обладатель не голливудской
улыбки, а зубов средней кривизны, необходимо найти некий относительно
ровный участок, к которому и будет устойчиво прислоняться через губы
мундштук. Основным критерием для этого является схожесть фрагментов с
зубами в верхней и нижней челюстях.
Это я к тому, что у одного эта
площадка все-же есть, хотя бы и минимальная. Тогда можно подобрать
небольшой мундштучок, который удобно будет расположить на этом месте.
Даже если площадка будет кривовата и со-стороны будет казаться, что
человек играет"на боку", можно достичь всех тех высот, что и с идеальным
прикусом.
Или другой пример--площадка для игры попросту
отсутствует. Тогда можно порекомендовать мундштук размера примерно XXL с
полями шириной в пол-пальца и за счет большей поверхности прижима к
губам (а губами к зубам) добиться если не идеальной, то вполне сносной
постановки.
Еще один фактор--специфика оркестровой и ансамблевой
игры. У валторнистов, скажем, существует достаточно большое различие в
исполнении разных партий. (кто не знает--в классическом оркестре 4
партии, и все разные). Скажем, у первого много сольной игры и основной
упор на верхний регистр. Соответственно, и мундштук - с чашкой поменьше и
выходным отверстием поуже - для более четкого попадания. Ну а размер - у
каждого свой. Ранее бытовало мнение, что первый валторнист должен играть
на маленьком мундштучке с узкими полями. Но существующие сейчас
исключения (и какие!) доказывают эту теорию с точностью до
наоборот. Мундштук, закрывающий добрую половину лица, абсолютно не
отображает каких-либо проблем в исполнительском плане музыканта, а
свидетельствует скорее об их отсутствии. Так что это мнение можно
признать несостоятельным. Более "низкие" валторнисты (по
тиссетуре) стараются подобрать мундштуки с широкой чашкой и большим
выходным отверстием для усиления звучания среднего диапазона, так как он
является доминантным на этих партиях.
Основным новшеством нашего
времени являются так называемые скручиваемые поля. Главная их идея
заключается в подборе исполнителем мундштука из двух
составляющих. То есть, сначала выбираем себе поля по диаметру и потом уже
варьируем разные размеры чашек. Удобство заключается в следующем: для
исполнения разных программ требуются разные условия, и чтобы облегчить
себе жизнь, мы можем менять чашки, оставляя поля неизменными, то есть
абсолютно не меняя зону прижима. Этот принцип сборных мундштуков
применяют сейчас многие западные фирмы. У нас в
городе, например, большинство музыкантов играют на мундштуках фирмы
Paxman. Нельзя сказать, что они полностью соответствуют всем требованиям
исполнительства. Зачастую музыканты все равно их подтачивают и подгоняют
"под себя". Но главное удобство Paxmana - достаточно четкая система
соотношений их нумерации полей и чашек с применением в реальной
жизни. Бытует мнение, что многие нововведения и вообще основную форму
мундштука Paxman "стянул" в свое время у Alexanderа (немецкая фирма с
большим стажем). Не могу сказать ни "за" ни
"против". Действительно,многие производители заимствуют отдельные
элементы друг у друга. Но все-таки полного копирования не происходит
нигде. И каждая фирма-производитель имеет свое собственное лицо.
Я
лично пользуюсь Рaxmanом с диаметром полей N. Это, скажем так, один из
распространенных видов.Поля не являются в достаточной степени
маленькими,но из-за острой внутренней кромки позволяют практиковать
игру по всему диапазону без применения дополнительных усилий и при
достаточной ровности звучания. Чашки в моем наборе -24-я -это основная. В
целом предназначена для полноты звука в среднем регистре. Она достаточно
широка и дает глубину звука.
23А-очень похожа на 24-ю только выходное
отверстие чуть поменьше, и, соответственно, с акцентом на верхний
регистр-большая вероятность и ясность попадания.
20-я - эту чашку я бы
рекомендовал в наименьшей степени. Она небольшого диаметра и самым
близким соотношением между дальней стенкой и полями и предназначена
только для верхнего регистра с узким звуком. С ней предполагается игра в
основном на дискантовой валторне с немного барочным звучанием.
Раньше
я долгое время использовал Yamaha 34B. По ощущениям она представляла собой
подобие Paxmana N-23A, но сильно проигрывала ему в звуке, поэтому
пришлось со временем поменять.
Производятся мундштуки из разных
сплавов металла. У каждой фирмы этот сплав свой. Нельзя выделить более
лучшие или более худшие-в наше время все технологии уже достаточным
образом апробированы. Единственное определение-вес. Мундштук не должен
быть слишком легким. Ну и желательно быть чем-то покрытым,вроде
посеребрения. Покрытие несет в себе скорее эффект при
соприкосновении, нежели что-то еще. Гораздо приятнее играть, скажем, на
посеребренном или позолоченном, чем на медном.Но особой разницы я не
улавливаю. Единственное, что можно выделить-от долгой игры на медном
мундштуке может появиться раздражение, а это плохо.
Еще есть
гипоаллергенные поля - из пластмассы. С ними можно играть при пониженных
температурах и в других экстремальных условиях без вреда для
организма. Но каких-то сильно положительных особенностей в игре на
"пластмассе" - я не увидел.
Каждая фирма,как уже сказано выше, имеет
собственную классификацию по номерам. Зачастую эта система так
запутана,что разобраться в ней "на трезвую голову" практически
невозможно. Надо всегда иметь в виду, что номера и цифры, выгравированные
на мундштуках разных фирм не являются признаком нумерационной
схожести. То-есть нужно либо погружаться в интернет-сайты с головой и
сравнивать распечатки различных фирм и моделей, либо действовать уже
непосредственно по-месту и "на глаз" сравнивать параметры. Ну и,
конечно,помнить,что главное-это исполнитель. А все
остальное-всего-навсего средства и помощники в его руках.
|