В первую очередь оговоримся, что речь идет только о звуковой части технического райдера. От правильного его составления во многом зависит успех выступления группы. Много статей написано о том, какая информация должна быть приведена в техническом райдере. Выскажу то, что обычно остается за описанием строгого регламента технического райдера.
Основная проблема у молодой группы – отсутствие своего собственного звукорежиссера. Того самого, которого классики звукорежиссуры называют трансформатором между артистом и залом. Поэтому артистам приходится полагаться на мастерство звукорежиссера принимающей стороны. И технический райдер должен быть составлен так, чтобы не только артистам было комфортно на сцене, но, и чтобы звукорежиссер смог правильно донести задуманное до слушателя.
Постарайтесь изложить в райдере все свои пожелания! Отсутствие в райдере необходимой информации доставит звукорежиссеру больше неудобств, чем неправильное применение технических терминов и нестандартные схемы включений. Укажите там даже то, что вам кажется абсолютно логичным, если это имеет для вас принципиальное значение. Обиднее будет если этого не окажется на площадке.
Хорошо продуманный райдер не должен состоять из названий конкретных моделей, а содержать наиболее важные типовые требования.
Укажите, какие позиции обязательны к исполнению, а какие желательны. Это поможет принимающей стороне правильней расставить акценты в обеспечении вас необходимой техникой.
Сложный вопрос с требованием определенных типов микрофонов и комбо усилителей. Эта тема постоянно обсуждается в прессе и на форумах. Возможно, вы уже хорошо понимаете, что ваш голос лучше звучит при использовании конкретного микрофона. Укажите его в техническом райдере. Если это модель микрофона является малораспространенной, возможно вам придется приобрести его самим и возить с собой.
Не старайтесь заказывать такое оборудование, которое вы еще никогда не использовали! Часто бывают случаи, когда начинающая группа заказывает определенное оборудование потому, что его использует та или иная знаменитая группа. Потом принимающая сторона прикладывает усилия к тому, чтобы это оборудование найти, а группа в ходе саунд-чека пытается определиться как его использовать.
Обязательно укажите в райдере контакты человека, отвечающего в группе за технику!
Не забывайте указывать необходимое на саунд-чек время и составляйте стейдж-план!
Совершенствуйте свое мастерство и доверяйте звукорежиссеру!