Вопрос: Макс, вот Вы играете на электроскрипке, а существуют ли электровиолончели? Иван Свалин.
На вопрос отвечает: Леша Орлов, виолончелист, группы "Мельница", "Vespercellos", "Выход".
Жизнь любого музыканта – это постоянное совершенствование и поиск.
Поиск звука, стиля и, конечно же, инструмента, наиболее подходящего для
адекватного отражения как внутреннего - духовного мира, так и внешнего
- технического уровня музыканта.
В своей музыкальной деятельности я перепробовал уже, кажется, все
возможные варианты подзвучки инструмента. На заре моей сценической
жизни виолончель, озвучивалась исключительно вокальными микрофонами
типа Shure 58, позже в моей тогда небольшой коллекции девайсов не
появился микрофон Akg C411. Неплохой вариант звукоснимания, имеющий,
правда, две небольшие проблемы: если его поставить на табуретку с
натянутымми струнами и попробовать на этой табуретке поиграть, то
будет звучать что? Правильно! Табуретка! А если поставить на виолончель
Страдивари, то будет звучать Akg C411, а не виолончель Страдивари.
Второй проблемой является отсутствие верхних и низких частот в выходном
сигнале, но зато с мягкой и плотной серединой. Сделайте правильные
выводы. Хотя вариант, безусловно, весьма мобилен и бюджетен. Но обо
всех этих минусах я узнал много позже. А тогда это казалось мне просто
раем и абсолютной властью над звуком!
Поставив пьезу себе под подставку неизвестного производства, я получил
(наконец-то, спасибо, Господи, сколько же уже прошло времени!!)
нормальный, даже немного похожий на настоящий, звук, который получался
на выходе весьма жестким, с отличным низом и верхом, но, почему-то без
средних частот. Эта проблема решилась с добавлением к системе
озвучивания вышеупомянутого Akg C411, что дало просто прекрасный на мой
тогда неприхотливый слух вариант звучания.
В марте 2007 года я приобрел специализированный звукосниматель Fishman
C-100 в комплекте с преампом Fishman. С добавлением опять же Akg C411
получился отличный двухканальный концертный вариант, который я часто и
с удовольствием использую на акустической виолончели по сей день.
Но все эти примеры меркнут в сравнении со специализированными струнными
электроинструментами, спроектированными под нужды музыкантов, выходящих
в своих поисках за рамки академической музыки – вотчины инструментов
скрипичного семейства. Волею судеб, я являюсь обладателем пока что
единственной в России электровиолончели фирмы Ned Steinberger Design
(NS Design)
Как и все инструменты NS Design, виолончель относится к дорогим и
качественным инструментам, что подкрепляется многоуровневым контролем
квалифицированными работниками компании NS Design, имеющих большой опыт
в изготовлении струнных электроинструментов. Также качество продукции
подтверждается известными музыкантами, выбравших NS Design –
контрабасист Tony Levin, виолончелист David Darling.
Тест драйв.
Инструмент отлично показал себя с максимального количества положительных сторон:
1. Компактность, Вес и Объем – не идут ни в какое сравнение с
объемом акустического инструмента и весом недорогого и тяжелого
жесткого кофра к нему, не говоря уже об удобствах транспортировки в
поездах и самолетах (где обычно требуется отдельный билет).
2. Эргономика электровиолончели – редкий акустический инструмент
настолько удобен, особенно это касается тактильных ощущений на грифе.
Но нельзя не отметить другие тактильные и энергетические ощущения от
контакта с инструментом. Нельзя сказать, что NS сильно отличается,
просто это немного другая философия.
3. Наличие трех вариантов посадки и возможностей игры на инструменте поражает воображение любого виолончелиста:
4. Отсутствие маркера деки с левой стороны инструмента, что ускоряет
процесс смены позиций от первой до седьмой, что не является
обязательным явлением, но является приятным нововведением
5. Отсутствие упора, отмечающего 4ую позицию, что позволяет играть в
высоких позициях как на ставке, опираясь на гриф большим пальцем
сверху, так и как в низких позициях, привычно держа большой палец с
обратной стороны грифа. Это весьма облегчает процесс музицирования
непрофессиональных музыкантов, а также людей не очень уверенных в себе.
6 . Немаловажную роль играет приятный внешний вид. Многие
электроинструменты других производителей выглядят отталкивающе, имея
отдаленное сходство со скелетами давно вымерших животных или
искалеченными насекомыми, но виолончели, а также скрипки, альты и
контрабасы, разработанные в мастерских Нэда Стейнбергера, имеют весьма
благородный облик, задавая своим внешним видом новые эстетические рамки
нового времени.
3. И, наконец, Звук. Несмотря на специфические краски
электроинструмента, виолончель прекрасно звучит как в наушниках дома,
так и на больших площадках при серъезном звукоусилении. Ни о каких
«заводках» и прочих бедах, хорошо знакомых всем акустическим
музыкантам, речи вообще не идет.
Наличие трех режимов звукоснимания позволяет использовать как технику
pizzicato, так и arco в полной мере. Причем пиццикато звучит
приближенно к безладовой бас-гитаре, что добавляет пряности звуку.
Режим смычка, arco, представлен в двух видах: один –приближен к
натуральному, к звуку обычной акустической виолончели, а другой – это
чистый выходной сигнал, некомпрессированный и необработанный. Который
идеально подходит для использования в цепи «инструмент –
звукоусиливающая аппаратура» звуковых процессоров, гитарных педалей и
прочих синтезаторов звука, неограниченный доступ к которым получает
обладатель электровиолончели. Наконец-то становятся доступными
различные хорусы и фленждеры, не говоря уже о дистрошнах, овердрайвах и
прочих фазерах)).
В то время как акустический инструмент не позволяет использовать,
допустим, звуковой процессор из-за наличия корпуса-резонатора, в данном
случае работающем против своего хозяина и производящим мешающие жить и
играть «заводки».
В общем это просто отличный инструмент для исполнения неакадемической
музыки, приспособленный под серъезное звукоусиление и обработку
выходного сигнала различными эффектами
|