Как правильно настраивать барабаны? Владимир Семакин
Отвечает: барабанщик Scott Johnson (Prof.Sound)
1. Расстояния между барабанами важнее, чем многим кажется, а размер — ключевой фактор для получения ровного резонанса и распределения основных обертонов между барабанами. Диаметр сильнее влияет на настройку, чем высота обечайки. (см. раздел "Высота обечайки/диаметр").
2. Малейшее движение настроечного винта может очень сильно изменить строй, особенно, если обод жесткий, например, литой. Более того, малюсенькая подтяжка с резонансной стороны сильнее поднимет строй, чем с ударной.
3. Настройка по звучанию, которая хороша для маленьких сцен, на большой сцене хороша не будет. Там вам придется принимать в расчет, какие составляющие звука долетят до публики. Например, подбор пластиков для игры с микрофонами будет иной, чем без них. Мощно резонирующая установка может стать невероятным кошмаром для вашего звукооператора. Самого барабанщика подобное звучание приводит в восторг, но на большой сцене или в большой студии это может привести к очень большой грязи: обертоны и блуждающие эхо от барабанов смешиваются со звуком остальных инструментов и самой студии. В крупных студиях, когда микрофоны ставят вплотную, пользуются двойными пластиками, чтобы звучание стало тише и управлялось легче. Получается более короткий выплеск энергии, который за счет свойств сцены или зала долетает до публики с реверберацией или с задержкой. Похожим образом, большая сцена требует более "избирательной" игры с упрощенными рисунками и заполнениями, так как публика мелких деталей все равно не услышит.
4. Если собираетесь пользоваться микрофонами, нужно хорошо знать, как они действуют. Даже самое незначительное смещение микрофона может привести к сильному изменению звучания. Так, если поместить микрофон рядом с внешним краем барабана, то можно собрать все высокие обертоны. Но сдвинь внутрь на долю дюйма — и высоких станет много меньше.
5. Все барабаны с разных расстояний, будь то 0, 15, 50, 150 футов — звучат по-разному. То, что здорово звучит для самого барабанщика, может для публики звучать ужасно (что бы ни подразумевалось под "публикой"). Важно выйти и послушать звучание своей установки со стороны, когда играют остальные инструменты. Походите вокруг, послушайте, выберите пластики и настройте установку соответственно. Строй повыше – звук более полетный, пониже — более глухой.
6. Звук барабанов, который мы слышим дома на компакт-дисках, крайне редко соответствует их реальному звучанию. Обычно вы слышите звучание, измененное в угоду продюсеру и исполнителю так, чтобы оно встраивалось в запись. Иногда повторить звучание барабанов ваших кумиров возможно только с помощью электроники.
7. Данные методы настройки годятся для ЛЮБЫХ барабанов.
8. В некоторых случаях "дешевле" не значит "хуже". Иногда с помощью вещей подешевле можно добиться значительно лучшего результата. Например, для малого барабана – дешевая березовая или буковая обечайка со штампованными ободами даст значительно лучшее чувство пластика и более пронзительный звук, чем дорогая кленовая обечайка с литыми ободами.
9. Отверстие для воздуха предназначено для того, чтобы барабан мог "дышать" при изменениях атмосферного давления, когда на него надеты оба пластика, и помогает избегать накапливания влаги внутри обечайки. Это обычное явление при переходе с холода в тепло, (точно так же запотевают домашние окна). Вентиляционные отверстия на звучание почти не влияют.
10. Совершенно верно, вам следует (в разумных пределах) растягивать пластики на всех барабанах. Это называют "посадкой". Посадка —важнейшая операция для получения качественного, устойчивого звучания барабана, про которую чаше всего забывают.